Данная статья является компиляцией двух разных статей (Ильи Ченцова, источник: Страна Игр № 192 http://www.glc.ru и статьи из Википедии, http://ru.wikipedia.org) с моими дополнениями. История Героев Меча и Магии. Помните сказку Андерсена "Соловей"? В ней слава о соловье китайского императора была столь велика, что если встречались на улице два китайца, то одному было достаточно вымолвить "соло...", как другой уже подхватывал "вей", и оба понимающе вздыхали. Попробуем и мы с вами сыграть в такую игру. Итак, "Герои..." – Правильно! – "Меча и Магии". Игра известна каждому, от милиционера до домохозяйки. А знаете ли вы, что сериалу уже больше 15 лет? А слышали вы, что в "Героях" должен был вырасти город киберзомби? А какие войска меняют пол при апгрейде? Читайте – и все узнаете! King's Bounty (1991) Предтечей серии является игра King's Bounty, выпущенная в 1991 году компанией New World Computing. Хотя она достаточно сильно отличается от первой части Heroes of Might and Magic, именно в ней были заложены основные принципы, получившие своё развитие в Heroes. Винсент ДеКваттро, арт-директор King’s Bounty, вспоминает: "Джон (ван Канегем), Марк (Колдуэлл), да и все в New World Computing, коротали свободное время, играя в настольные игры. Это было составной частью процесса разработки и помогало нам создавать наши собственные проекты. Одной из самых любимых была игра Ogre, выдающаяся стратегия, выплывшая из мрачных глубин семидесятых и частично основанная на механике AD&D. Мы обожали ее. Джон решил, что из нее выйдет хороший задел для новой компьютерной игры. Так началась история King’s Bounty. Мы несколько месяцев корпели над дизайном, перерабатывая интерфейс и баланс во время обеденных перерывов. Поначалу мы использовали игрушечных солдатиков и линованную бумагу. Помогали нам только собственное воображение и творческий дух". King's Bounty ("Королевская награда") создавалась под руководством дизайнера Джона ван Канегема в 1990 году. К тому времени на его счету уже числились две части ролевого сериала Might and Magic, но новая игра на первый взгляд не была никак с ними связана. Однако она уже содержала многие элементы, которые позже появились в Heroes of Might and Magic. Герой, правда, в King’s Bounty был всего один, но его можно было выбрать из четырех кандидатов: рыцаря, паладина, варвара и волшебницы. Как видите, трем из них предстояло впоследствии пройти через все игры серии HoMM. Изначально магическими способностями обладала только волшебница, всем прочим соискателям нужно было помыкаться по карте, чтобы найти учителя. Параметров у героя было только два – лидерство и сила магии. Лидерство увеличивалось после уничтожения противников или нахождения клада и позволяло нанимать в армию больше воинов. Ресурс в игре был только один – золото. Сюжет игры состоял в следующем: злодеи похитили жезл короля Максимуса и зарыли его в укромном месте, которое обозначили на карте, после чего порвали ее на 25 кусочков. Часть обрывков негодяи поделили между собой, а остальные спрятали по всему миру. Цель героя – собрать достаточно большой кусок карты, чтобы можно было определить, где укрыт жезл, после чего выкопать символ королевской власти. Очередной фрагмент топографической подсказки можно было получить, одолев засевшего в замке злодея или найдя артефакт. Войска героя, равно как и противника, могли состоять из одних и тех же "солдат". Противостояли игроку, помимо вышеупомянутых злодеев, монстры или так называемые «нейтралы». Причем они не стояли на месте, как в последующих играх серии, а перемещались по карте. Наемники являли собой основные европейские фэнтези-типажи: огры и тролли, призраки и вампиры, эльфы и орки, феи и гномы, королевские солдаты и простые крестьяне. Уже тогда войска стали обретать те черты, которые впоследствии неоднократно проявятся в "Героях": крестьяне – самые слабые и дешевые войска; призраки могут пополнять свои ряды за счет убитых недругов; на драконов не действует магия. Мифических персонажей, а также варваров, кочевников, крестьян и волков можно было нанимать в убежищах на карте; при достаточно высоком авторитете героя они также могли присоединиться к его армии, а не лезть на рожон. Состав армии, которую можно было нанять в замке короля, – ополченцы, копейщики, лучники, рыцари и всадники – также с незначительными изменениями прошел через весь сериал. Кроме PC, игра вышла на компьютерах Amiga и Commodore 64, а также на приставке Sega Mega Drive 2. Консольная версия носила подзаголовок "The Conqueror’s Quest". В 1991 году компанией Task Force была выпущена настольная игра King’s Bounty. В ней игрокам (числом от 1 до 8) предлагалось стать средневековыми охотниками за головами и ловить разнообразных фэнтези-злодеев. Похоже, связь этой игры и компьютерной "Королевской награды", несмотря на явное сходство между ними, носила несколько неофициальный характер: злодеи и населенные пункты в игре назывались совершенно по-другому, прототип от New World Computing нигде не упоминался. Но вот картинка на обложке один к одному. Heroes of Might and Magic (New World Computing, 1995) Heroes of Might and Magic была разработана и издана New World Computing в 1995 году для DOS. К тому времени, как увидела свет игра Heroes of Might and Magic, ролевой сериал Might and Magic от тех же разработчиков добрался уже до пятой части. Новая игра не была сюжетно связана с событиями, происходившими в двустороннем мире Xeen (Might and Magic IV и V), хотя в ней и фигурировали "Зинские" города Каслвью, Нью-Сорпигал и Сэндкастер, а также, разумеется, персонажи – например, чернокнижник Аламар. Игра использовала передовую по тем временам 256-цветную SVGA-графику, и в первую очередь поражала именно внешностью. Графика ручной работы удивительно сочетала в себе стилизацию под средневековые миниатюры (войска рыцарского замка) и современный китч (феи в купальниках и парео и синие-синие джинны). Впрочем, этот уклон игра также унаследовала от ролевиков серии Might and Magic, редкая из которых обходилась без роботов и отсылок к Star Trek. В "Героях" же тематические отступления были, к счастью, чисто визуальные. Если рассматривать Heroes of Might and Magic как продолжение King’s Bounty, то ключевым дополнением стала возможность самостоятельного развития городов. Теперь за войсками не было нужды бегать по всей карте – их разрешили "выращивать" на месте. Точно так же и заклинания разрешили изучать, достраивая этажи гильдий магов в ваших собственных замках. Появилось четыре основных параметра персонажа: Атака, Защита, Сила магии и Знания (Attack, Defence, Spell Power и Knowledge) и два дополнительных - удача и боевой дух (Luck и Morale). Развитие персонажа "делилось" на уровни (level), с достижением очередного уровня увеличивался один из основных параметров персонажа. Маны в игре небыло, ее функцию выполнял параметр Знания. Применить заклинание можно было ограниченное, равное параметру Знание, число раз. Чтобы «освежить память» нужно было заново посетить башню магии в замке. В игре были четыре типа замков и, соотвественно, четыре типа героев: Knight (Рыцарь), Barbarian (Варвар), Sorceress (Волшебница) и Warlock (Колдун). "Злодеи" уравнялись в правах с героями и получили возможность выходить из своих замков, собирая войска и ресурсы. А вот монстров (нейтралов), наоборот, заставили стоять на месте, оберегая стратегические пути и подходы к шахтам. Экономика игры здорово усложнилась, возросло количество типов ресурсов и появилось их деление на простые (золото, дерево) и редкие (кристаллы, сера). Последние были необходимы для возведения ключевых построек и производства самых сильных войск. Думаю, некоторым игрокам в Heroes of War and Money будет интересен тот факт, что гидры появились во вселенной Heroes уже в первой части игры =) Игра включала в себя одну кампанию и пару десятков сценариев. Позднее были выпущены версии для Microsoft Windows и Gameboy Color. Windows-версия локализована компанией «Бука» и издана в составе сборников. Heroes of Might and Magic II: The Succession Wars (The 3DO Company, 1996) Heroes of Might and Magic II: The Succession Wars разработана New World Computing и издана 3DO в октябре 1996 года. Вторые "Герои" наконец-то обзавелись полноценным сюжетом. Игра повествовала о междоусобных войнах братьев Айронфистов за трон королевства Энрот (Enroth). Сражаться можно было как на стороне "хорошего" Роланда, так и за "плохого" Арчибальда. Ход обеих кампаний содержал разветвления: игрок мог выбрать одну из доступных миссий. Разрешалось даже перейти на сторону противника. Основные дополнения в игровом процессе – возможность улучшения войск и появление "вторичных навыков" (secondary skills). Развитие героев теперь стало еще более "ролевым", так как с получением каждого нового уровня ваш вассал, помимо увеличения основных характеристик, мог обрести на выбор один из двух вторичных навыков в зависимости от его класса. Среди них были бонусы к таким параметрам, как удача, боевой дух и скорость передвижения, и возможность обретения новых способностей, например, переманивать на свою сторону встреченных монстров или выучивать используемые противником заклинания. Еще одно важное нововведение - наличие у большинства существ «продвинутого» варианта. Большинство жилищ существ в городах получили возможность модернизации, после которой могли производить улучшенную разновидность своих обитателей. Появилось два новых типа замков и героев: Wizard (Чародей) и Necromancer (Некромант). Среди мелких дополнений отметим появление варианта саундтрека с вокальной партией – в дальнейшем "опера" будет звучать и во всех последующих сериях Heroes. Heroes of Might and Magic II: The Price of Loyalty (The 3DO Company, 1997) Heroes of Might and Magic II: The Price of Loyalty — дополнение к Heroes of Might and Magic II: Succession Wars — разработано Cyberlore Studios и издано 3DO в апреле 1997 года. The Price of Loyalty добавил к игре 4 новых кампании, не связанные непосредственно с сюжетом The Succession Wars, а также набор сценариев, среди которых можно выделить Clouds of Xeen, (подобная карта встречается и в Might & Magic IV). Нововведения: Жилища элементалей и привидений (Ghosts), возможность избавляться от артефактов с негативным эффектом, редактор карт, в том числе генератор случайной карты, что придало игре новый виток в популярности. Появилась новая посторойка - Necromancy Amplifier, доступная в одной из кампаний. Heroes of Might and Magic III: Restoration of Erathia (The 3DO Company, 1999) Heroes of Might and Magic III: The Restoration of Erathia разработана New World Computing и выпущена 3DO в 1999 году. В основном развивает идеи, заложенные в предыдущей части, и не содержит никаких радикальных нововведений. Полностью перерисована графика игры, хотя её внешний вид и пользовательский интерфейс остались приблизительно такими же. История третьего эпизода Heroes of Might and Magic продолжала сюжетную линию игры Might and Magic VI: The Mandate of Heaven. Узнав о смерти своего отца, Катерина Айронфист, супруга короля Роланда, отправляется на родину, в Эрафию, только чтобы обнаружить, что страна захвачена демонами-пришельцами Криганами (Kreegan), терроризировавшими Энрот в Mandate of Heaven. На протяжении шести кампаний игроку предстоит постепенно восстанавливать могущество Эрафии. С точки зрения геймплея развитие игры было полностью экстенсивным. Типов городов и героев стало больше (теперь каждой разновидности замков соответствовал один герой Силы и один – Магии). Возросло количество вторичных навыков у героев, среди них появились специализации по магии отдельных стихий, а также весьма полезная "Тактика", позволяющая заранее расставлять войска на поле боя. Все виды войск в городах теперь сделались улучшаемыми. Стилистический разнобой стал еще пестрее: к восточным джиннам прибавились их кузены ифриты, индийские женщины-змеи – наги, а также чудища (behemoth). Слепые же троглодиты выглядели и вовсе позаимствованными у Говарда Лавкрафта. Спрайты монстров перестали быть рисованными. Те же модели существ были впоследствии использованы в Might and Magic VII: For Blood and Honour. По соглашению с New World Computing и 3DO эта версия игры была портирована фирмой Loki Software на платформу GNU/Linux. Игра должна была выйти и на консоли Sega Dreamcast. Прессе были представлены скриншоты, существовала также демо-версия, распространявшаяся на диске-приложении к одному из журналов. Однако смерть приставки оборвала жизнь этому проекту. Heroes of Might and Magic III: Armageddon’s Blade (The 3DO Company, 1999) Основная кампания первого дополнения к HoMM III рассказывает о дальнейшей судьбе королевы Катерины и ее борьбе с криганами. Сюжет является логическим продолжением Might and Magic VII. Королева Катерина и её муж Роланд Айронфист пытаются остановить Люцифера Кригана — демона, который собирается уничтожить весь мир при помощи легендарного Клинка Армагеддона. Специально для другой кампании (Убийца Драконов) были созданы четыре новых типа драконов: кристальные, волшебные, ржавые и лазурные, вместе с которыми список этих могучих ящеров в Heroes III разбух до десяти. В игре добавилось также множество новых артефактов, монстров (вернулись исчезнувшие в Возрождении Эрафии крестьяне, мумии, боровы, хафлинги, кочевники, фениксы, феи) и героев, а также присутствует генератор карт позволяющий создавать карты, но имееющий один недостаток: карты могут повторяться. А самое главное — новый, 9-й город, за который можно играть. Он назван Conflux (Сопряжение) и является родным домом для различных элементалей. Приятным сюрпризом стала секретная компания, рассказывающая о злоключениях начинающего рыцаря-парфюмера сэра Кристиана и пародирующая "Путь домой" из Price of Loyalty. Она была просто нашпигована разными шутками-прибаутками. Я склонен подозревать, что под личиной сэра Кристиана скрывался Кристиан Вановер, один из ведущих дизайнеров серии HoMM. Послание, скрытое в этой кампании, в поэтической форме повествует о том, что первоначально дополнение должно было содержать в себе столь любимые в New World Computing научно-фантастические элементы, и место города элементалов Conflux вполне мог занять высокотехнологичный Forge. Heroes of Might and Magic III: The Shadow of Death (The 3DO Company, 2000) Дополнение "Дыхание смерти" было посвящено коварным делам некроманта Сандро – известного еще с "Зинских" времен злодея, одного из виновников убийства короля Грифонхарта. Между делом мы узнавали о переходе бывшего волшебника Йога в стан варваров и вступлении "эльфа-спецназовца" Гелу в Лесную Стражу. Второе дополнение к Heroes III. В целом, изменения незначительны, однако стоит отметить такие нововведения, как улучшенный ров при осаде замков и несколько мощных сборных артефактов. Heroes Chronicles (The 3DO Company, 2000-2001) Также 3DO выпустила дополнительные кампании отдельными коробками — серию Хроники Героев. Они полностью построены на движке The Shadow of Death и содержат только однопользовательские кампании, без отдельных сценариев и многопользовательской игры. Игры рассказывают о приключениях варвара Тарнума, который возродил культуру и нацию варваров, освободив их от власти магов Бракады. Он собрал под своими знаменами полчища орков, гоблинов и огров. После того, как Тарнума победил и убил в честном бою первый король Грифонхарт (основатель Эрафии), Древние посчитали многие деяния Тарнума грешными и вернули его в мир живых, давая ему нелёгкие задания, чтобы он искупил себя в их глазах. Попутно, Тарнум видит, как мир изменяется после конца его правления. Серия также известна тем, что герой Тарнум изменяет свой класс в каждой игре. Например, в первой он варвар; во второй — рыцарь, которого наняла дочь Грифонхарта (и, как Тарнум узнаёт позже, его племянница); в третьей Тарнум — маг, борющийся с элементалами; и т. п. Помимо «Хроник Героев», Тарнум упоминается в кампании варваров игры Heroes of Might and Magic IV. Heroes Chronicles: Conquest of the Underworld and Warlords of the Wasteland («Преисподняя» и «Воины степей») Часть первая: Воины степей Часть вторая: Преисподняя Heroes Chronicles: Clash of the Dragons and Masters of the Elements («Схватки драконов» и «Повелители стихий») Часть третья: Повелители стихий Часть четвёртая: Схватки драконов Heroes Chronicles: The World Tree и The Fiery Moon («Мировое Дерево» и «Пламенная Луна») Часть пятая: Мировое дерево Часть шестая: Пламенная луна Heroes Chronicles: The Final Chapters («Последние главы») — «Revolt of the Beatmasters» («Восстание») и «The Sword of Frost» («Ледяной клинок») Часть седьмая: Ледяной клинок Часть восьмая: Восстание Пятая и шестая часть «Хроник Героев» («Мировое Дерево» и «Пламенная Луна») были доступны для свободного скачивания на сайте 3DO. Пятую часть («Мировое Дерево») могли скачать и установить те, у кого были установлены любые две части «Хроник»; а шестую часть («Пламенная Луна») — только те, у кого были установлены любые три части «Хроник». После того, как 3DO обанкротилось, их сайт перестал функционировать, и скачать пятую и шестую часть оттуда стало невозможным. Heroes of Might and Magic IV (The 3DO Company, 2002) В "Героях IV" авторы решили на корню переиначить всю игру – начиная от визуального ряда и заканчивая игровым процессом. Неуклюжее вступление рассказывает, что столкновение двух магических клинков – Armageddon's Blade и Sword of Frost – привело к вселенской катастрофе, от которой жители Энрота и Эрафии бежали в некий параллельный мир Аксеот (Axeoth). А в новом мире все, естественно, было по-другому. Монстры вновь, впервые со времен King’s Bounty, обрели способность самостоятельно бегать по карте. Не было больше улучшения жилищ, влекущего за собой появление в них продвинутых существ, зато специальные способности обрели все без исключения войска. Развитие городов стало нелинейным, причем некоторые здания взаимно исключали друг друга. Простые воины и герои во многом сблизились – первые обрели способность передвигаться по миру без сопровождения героя, вторые же стали гораздо деятельнее участвовать в битве – вплоть до того, что могли погибнуть в ней. В городах появились лавки, торгующие разнообразными зельями, доспехами и прочим полезным снаряжением. Разбиение городов, героев, навыков и заклинаний по "стихиям" наконец-то завершилось. Самым спорным изменением стала графика. В 3DO отказались от вида сбоку и решили показать поле битвы в изометрии. В результате "волшебность" из картинки выветрилась, а жизни не прибавилось. Монстры и герои в большинстве своем значительно подурнели. Сюжет HoMM IV можно смело назвать достоинством игры. Шесть игровых кампаний не были связаны в одну историю, но оказались достаточно интересны сами по себе, а новые возможности редактора кампаний позволили внести в игровой процесс немного больше "квестовых элементов". Heroes of Might and Magic IV: The Gathering Storm (The 3DO Company, 2002) Это дополнение, как и основная игра, состояло из шести кампаний. В пяти из них герои "прокачивались", а в шестой все вместе задавали жару злодею Хексису, решившему устроить глобальный погодный катаклизм. В этом дополнении разработчики решили вновь вернуть в игру... крестьян (хвастливо причислив их в пресс-релизе к original fantastic creatures). В целом список дополнений стандартен: набор дополнительных сценариев, немного новых героев, артефактов и монстров, а также мультиплер. Heroes of Might and Magic IV: Winds of War (The 3DO Company, 2003) "Вихри войны" сдули серу в выгребную яму. Достаточно лишь упомянуть, что один из новых юнитов назывался Megadragon, другой – Frenzied Gnasher ("Бешеный пожиратель"), а героя-короля звали Spazz Maticus. Кроме того, "от щедрот" нам доставалась припрятанная авторами до поры до времени катапульта. После "Героев IV" Джон ван Канегем в ужасе бежал из 3DO, и компания вскоре развалилась. Мистер Канегем отныне занимается онлайновыми играми, а судьба сериала Heroes of Might and Magic теперь в совсем других руках – в руках Nival и Ubisoft. Heroes of Might and Magic V Разработчик — российская компания Nival Interactive, также выступающая в качестве российского издателя. Издателем игры в остальном мире выступает Ubisoft. В игре использован модифицированный графический движок игры «Silent Storm», давший игре полностью трёхмерную графику. Игровой процесс пятых «Героев» больше похож на третью часть серии, чем на четвёртую. Это было вызванно тем, что многим фанатам серии не понравились радикальные нововведения четвёртой части. Heroes of Might and Magic V: Hammers of Fate (Владыки севера) События Heroes of Might and Magic V: Владыки Севера разворачиваются сразу после завершения войны Изабель с демонами: Империя Грифонов еще не успела прийти в себя после кровавых сражений с ордами Инферно, как оказалась объята пламенем гражданской войны. В то время как безжалостная инквизиция под предводительством королевы Изабель пытается расправиться с мятежниками, на севере королевства пробуждается новая грозная сила. После столетий изоляции гномы вновь берутся за оружие, и все отчетливее слышится рев боевых горнов на просторах Империи… Изменения: Новая фракция — гномы (англ. Dwarves) Новые нейтральные юниты, среди которых представители полу-фракции ренегатов (альтернативное улучшение существ замка Haven) Появился генератор случайных карт Появился режим одновременных ходов Heroes of Might and Magic V: Tribes of the East (Повелители Орды) Изменения: Новая фракция — Орки (Orcs) Альтернативные улучшения для всех типов существ. Что любопытно, возможность Личу поднимать нежить была дана по резульатам опроса Юниты-Кастеры и Книга Заклинаний. Вновь появились сборные артефакты Другие игры серии: Heroes of Might and Magic Online Online-RPG (MMOPG) по мотивам серии. Разрабатывается TQ Digital Entertainment, выход планировался на 2006 год. Heroes of Might and Magic: Quest for the Dragon Bone Staff Heroes of Might and Magic: Quest for the Dragon Bone Staff (русск. Герои меча и магии: В поисках посоха из драконьей кости) — это видеоигра 2001 года, выпущенная для PlayStation 2. И хотя 3DO и не рекламировала её так, игра является масштабной переделкой King’s Bounty. Поэтому игра имеет довольно слабое отношение к остальным играм серии Heroes of Might and Magic и несовременный, даже для того времени, игровой процесс. Пользовательские модификации: Популярность серии привела к разработке нескольких модификаций поклонниками игры. King's Bounty 2 (1993) Первое неофициальное компьютерное продолжение серии появилось еще до того, как "Герои" стали "Героями". Созданная харьковским программистом Сергеем Прокофьевым игра King's Bounty 2 добавила к формуле New World Computing элементы, которым только еще предстояло появиться в Heroes of Might and Magic – например, случайно генерируемые карты. Правда, на проходимость карты не проверялись, поэтому пришлось добавить в игру мастеров: каменотесов, плотников и лесорубов, которые, соответственно, разрушали горы, строили мосты через водные пространства и вырубали лес. В игре также фигурировали чудо-воины Мурланты, параметры которых игрок мог задать сам. KB для ZX Spectrum Удивительно много самодельных продолжений и римейков King’s Bounty было сделано российскими и украинскими энтузиастами для компьютера ZX Spectrum 128. Некоторые из них так и не переросли статуса демо-версии, другие были завершены полностью. Можно только улыбнуться наивности, с которой перекладывали английские названия на язык родных осин: militia (ополчение) стало "милицией", archers (лучники) – "арчерами", а pikemen (копейщики) – и вовсе "пикменами". Впрочем, графика из другой демки, тщательно перерисованная в двух цветах из PC-версии King's Bounty, смотрится очень неплохо и вызывает искреннее уважение. Heroes of Might and Magic 3.5: In the Wake of Gods In the Wake of Gods (сокращённо WoG) — неофициальное некоммерческое дополнение к Heroes III, разрабатываемое международной командой. WoG вносит в игру существенные изменения, среди которых одним из наиболее важных является ERM — скриптовый язык, сильно расширяющий возможности создателей карт для игры по управлению игровым процессом. В данный момент наработки команды ВОГа были переданы команде coreWOG, которая в прошлом занималась созданием нового города по египетской мифологии "Бастиона". Heroes of Might and Magic 4: Equilibris По мнению некоторых игроков, Heroes IV — замечательная игра, но множество недочётов и «багов» её портит. Исправить это взялись преданные поклонники игры. Проект Equilibris — неофициальный аддон, призванный исправить недостатки Heroes IV. Проект все ещё находится в стадии разработки, но вы можете скачать последнюю версию бесплатно с сайта Equilibris. В игру добавлено множество новых объектов и нововведений, а самая главная цель разработчиков — создание идеального баланса. Heroes of Might and Magic 5: Ghost of The Past Если у одних разработчиков одна история, у других - другая. Эта игра будет создана для соединения 4 и 5 героев. Игра на стадии разработки.
|